Россияне рассказали свое мнение о подаче бесплатной воды в ресторанах. Мнения респондентов разделились, да и заведения не придерживаются единого стандарта: одни предлагают покупателям бутылочную воду по меню, другие бесплатно ставят на стол графины. Разобраться в этом вопросе решила российская компания по производству питьевых систем для бизнеса WATWELL, являющаяся резидентом инновационного центра «Сколково». В августе 2024 года она провела собственный опрос.
В ходе анкетирования были изучены мнения более 100 рестораторов и свыше 1000 россиян, которые регулярно посещают заведения общественного питания в различных городах страны. Согласно результатам, лишь 11% посетителей считают нормальным включение стоимости воды отдельной строкой в счет. В то же время 89% опрошенных убеждены, что она должна предоставляться бесплатно.
Например, в Москве готовность оплачивать питьевую воду выразили 24% респондентов, в Санкт-Петербурге — 32%, в Московской области — 18%, а в Тверской — только 7%. Основными причинами, по мнению участников опроса, стали низкая себестоимость напитка (58%) и чрезмерно высокая цена (31%). Еще 11% считают бесплатную воду обязательным атрибутом качественного обслуживания. Действительно, уровень сервиса играет значимую роль в формировании лояльности клиентов: он не только способствует увеличению среднего чека, но и повышает вероятность повторных визитов.
Респонденты также ответили на вопрос, за какую воду они готовы платить. Выяснилось, что 47% отдают предпочтение бутилированным вариантам известных брендов в стеклянной упаковке, 32% выбрали обычную воду в пластике, 9% готовы заплатить за напитки с добавками (лимон, мята, малина, розмарин и другие), 8% — за жидкость, поданную в стакане. Лишь 4% остались равнодушны к способу подачи.
Россияне не рассматривают воду как отдельный пункт в меню, а ее стоимость практически не зависит от дополнений в виде фруктов, ягод или трав. Тем не менее популярность известных брендов и удобство — ведь бутылку можно взять с собой — продолжают оказывать влияние на выбор посетителей и стимулируют заказы.
Также компания поинтересовалась мнением управляющих и владельцев ресторанного бизнеса. Так, 62% предпринимателей согласны или уже убрали плату за питьевую воду в своих заведениях, 48% продолжают включать её в счёт, а 12% принимают решение в зависимости от пожеланий посетителей, продавая бутылки, но предлагая напиток в стакане бесплатно. Последние отметили, что стоимость жидкости в бутылке они включают в меню ресторана, но гости могут попросить налить её бесплатно и получают фильтрованную воду, себестоимость которой не учитывается в итоговом чеке.
Интересно, что из указанных 48% рестораторов, 42% готовы отказаться от оплаты питьевой воды для гостей, если её среднюю цену перераспределить среди других пунктов меню, а 36% планируют установить фильтры для оптимизации затрат. Предприниматели отмечают, что их решения также зависят от растущих расходов на логистику и закупку воды в бутылках. Тем не менее, 22% продолжат продавать воду, пока она остается востребованной посетителями, поскольку её стоимость выделена в отдельную статью расходов.
Владельцы бизнеса, которые уже убрали стоимость воды из прайс-листа, отметили следующие преимущества: у 76% повысилась удовлетворенность клиентов уровнем сервиса, а у 48% увеличилось количество положительных отзывов на рейтинговых платформах. Кроме того, подавляющее большинство рестораторов (96%) заявляют, что предоставление бесплатной воды для гостей не повлияло негативно на средний чек и прибыль заведения. По их словам, посетители чаще всего ограничиваются одним небольшим стаканом воды.
Напоследок участникам исследования был задан вопрос: «Бесплатная вода — это обязанность или личное решение ресторана?». Ответы разделились. Большинство владельцев бизнеса (87%) склоняются ко второму варианту, ссылаясь на финансовые затраты и отсутствие материальной выгоды. Однако часть респондентов (8%) отмечает зарубежный опыт, где бесплатная вода — это стандартная практика. Посетители же в основном считают, что ее предоставление — это обязанность ресторана, как и сервировка стола (76%). Также 21% респондентов уверены, что цена на воду слишком завышена, и выгоднее купить её в магазине или заказать лимонад или коктейль за аналогичную стоимость (59%). При этом 18% подчеркивают, что бесплатная вода является примером доброжелательного отношения владельцев ресторанов к своим гостям.
Стать ближе к своим потребителям владелец кафе или ресторана сможет быстро и качественно. Питьевые системы WATWELL сочетают безопасность, технологичность, высокую очистку. С их помощью можно подать три вида воды: горячую, охлажденную и газированную или неохлажденную, в зависимости от модели питьевой системы. Устройства оснащены профессиональной системой фильтрации и защитой от протечек, что гарантирует безопасность и долговечность. Высокая производительность позволяет получать до 80 литров горячей воды и до 120 литров охлажденной и газированной воды в час. Для удобства компанией предусмотрены варианты аренды и покупки с включенными доставкой, монтажом и сервисным обслуживанием в течение всего срока пользования водными системами.
Источник фото: freepik.com